Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­………………………………………………………………….….3

    2. Цель программы ………………………………………………………………………........6

    3. Задачи программы……………………………………………………………………..........6

    4. Планируемые результаты……………………………………………………….....…….....7

    5. Содержание программы……………………………………………………….……….......9

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

    1. .Календарный учебный график………………………………………………….………....19

    2. .Оценочные материалы…………………………………………………………………......21

    3. . Формы аттестации………………………………………………………………………....22

    4. . Методические материалы………………………………………………………………....23

    5. .Рабочая программа воспитания…………………………………………………………...25

    6. .Список литературы…………………………………………………………………….......28

    7. .Приложения …………………………………………………………………………..….…29

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

.

1.1. Пояснительная записка

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, которое формирует и развивает творческие способности у детей, удовлетворяет их индивидуальные потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирует культуру здорового и безопасного образа жизни, укрепляет здоровье, а также организует их свободное время.

В настоящее время Настольный теннис - массовый, увлекательный и зрелищный вид

спорта, завоевавший авторитет, как в России, так и на всех континентах мира. Сама игра из

развлечения превратилась в сложный атлетический вид спорта с разнообразной техникой, богатый тактическими вариантами и требующий высокой общефизической, специальной и

психологической подготовки. Настольный теннис -индивидуально-игровой вид спорта, который характеризуется направленностью на развитие двигательных качеств, координации. Теннис позволяет развить у учащихся такие качества как выносливость, сила, способность быстро находить и принимать правильные решения в разных ситуациях, правильно и быстро отвечать действиями на действия своего соперника. Программа предусматривает подготовку воспитанников к соревнованиям, удовлетворение потребности детей в активных формах двигательной деятельности, обеспечение.

Дополнительная общеразвивающая программа «Настольный теннис » составлена в соответствии со следующими нормативными-правовыми документами:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

-Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 4652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Закон Курской области от 09.12.2013 г. №121-ЗКО (ред. от 14.12.2020 г. № 113-ЗКО) «Об образовании в Курской области».

- Устав муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа «Олимп» Беловского района Курской области;

- Положение «О дополнительных общеразвивающих программах муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Спортивная школа « Олимп » Беловского района Курской области.

Дополнительная общеразвивающая программа секции «Настольный теннис» имеет физкультурно-спортивную направленность , позволяет развить у детей такие качества, как ловкость, выносливость, быстроту. Привлекает обучающихся занятия в кружке тем, что тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от уроков физкультуры, где предъявляются высокие требования к дисциплине, ребенок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления, повышает самооценку, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия.

Актуальность данной программы ,Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей. Программа направлена на создание условий для развития личности ребёнка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей. Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно – силовых качеств, формированию двигательных навыков. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъём поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребёнка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

Отличительные особенности программы

Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.

Новизна программы

Новизна данной дополнительной обще развивающей программы опирается на понимание

приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.

Уровень сложности программы.

«Базовый уровень» программы предполагает формирование у обучающихся устойчивой мотивации к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности, готовности к дальнейшему самоопределению. Входная диагностика проводится с целью выявления уровня готовности ребенка к освоению программы базового уровня.

Адресат программы: Программа рассчитана на 3 года и является системой многолетней подготовки юных спортсменов и адресована тренерско-преподавательскому составу, работающему с юношами и девушками 7-17 летнего возраста, учащимися общеобразовательных школ.

Условия набора на программу

Набор в группы осуществляется через регистрацию заявки на интернет-портале АИС «Навигатор дополнительного образования Курской области» https://р46.навигатор.дети.

Формирование группы первого года обучения осуществляется в начале учебного года на основании входного контроля. Группы 2-ого года обучения комплектуются из обучающихся, освоивших программу 1-ого года обучения. В группу второго и третьего года обучения могут поступать вновь прибывающие обучающиеся, имеющие необходимые знания и умения, либо опыт занятий в секциях подобной направленности.

Условия формирования групп

Учебные группы комплектуются по желанию обучающихся в возрасте от 7 до 17лет, имеющих медицинский допуск к занятиям настольным теннисом.

В состав 1-го года обучения входят обучающиеся 7-12лет.

В группе 2-го года обучения подростки 12-15 лет.

В состав группы 3-го года обучения входят подростки 15-17 лет.

Допускается формирование разновозрастных групп. При работе в таких группах разрабатывается индивидуальный план занятий для каждого обучающегося, с учетом его особенностей: переносимости средних по интенсивности, но больших по объему нагрузок для одного, но малой по объему для другого обучающегося; реакцией на восстановительные процедуры. Возможно зачисление в группу второго или третьего года обучения, минуя предыдущий год обучения, на основании сдачи контрольных нормативов.

Наполняемость групп

Наполняемость групп 10-12 человек. Процесс обучения разбивается на следующие этапы:

- начальная подготовка – 1,2-й год обучения;

- учебно-тренировочный этап – 3-й год обучения.

Объем и срок освоения программы - 3 года.

Общее количество часов необходимое для освоения программы 648 часов:

- 1 год обучения - 216 часов в год;

- 2 год обучения - 216 часов год.

- 3 год обучения - 216 часов год.

Режим занятий:

- занятия для первого, второго и третьего года обучения проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, академический час длится 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей детей и в соответствии с требованиями СанПиН. Реализуется программа согласно учебному плану.

Форма обучения по программе – очная, в случае перехода обучающихся в формат дистанционного обучения, организуется обучение детей с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обеспечить взаимодействие обучающихся и педагога опосредованно (на расстоянии), в том числе с применением электронных и дистанционных образовательных технологий.

Структура занятия состоит из 3-х частей:

• Вводная (сообщение целей, задач занятия, теоретическая часть);

• Основная (атлетическая тренировка на основные и дополнительные мышечные группы, СФП, ОФП);

• Заключительная (упражнения на расслабление, растяжку, висы).

Формы проведения занятий .

• практические занятия;

• соревновательная деятельность (воспитание морально-волевых качеств, духа соперничества);

• познавательная деятельность;

• спортивно – игровая деятельность.

Форма реализации Программы – традиционная

1.2. Цель программы: развитие физических, личностных качеств, овладение способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.

1.3. Задачи программы

Образовательные:

  • Изучение истории и терминологии настольного тенниса;

  • Изучение правил соревнований настольного тенниса;

  • Изучение правил гигиены и питания.

Развивающие:

- развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;

- развить общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;

- развить интерес к настольному теннису как форме познавательного и развивающего досуга.

Воспитательные:

- формировать интерес к настольному теннису;

- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни;

- воспитывать волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, умение работать

в команде.

Данная программа способствует формированию ценностно-смысловых, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

1.4. Планируемые результаты

Критерии и формы отслеживания качества знаний, умений и навыков, обучающихся в течение 1-го года обучения

№п/п

Наименование

Форма оценки результатов

Должны знать

1.

Правила поведения на занятиях, технику безопасности на занятиях в спортивном зале, интервалы при выполнении упражнений

Опрос

Практические занятия

2.

Основы гигиены и питания.

Основные санитарно-гигиенические требования на занятиях настольным теннисом.

Наблюдения

Опрос

Теоретические занятия

3.

Историю развития настольного тенниса

Опрос

Проведение викторины

Теоретические занятия

4.

Основы анатомии и физиологии.

Физическое развитие организма человека.

Вопросы на знание анатомии

Тест на знание мышечных групп

5.

Технику правильного дыхания при выполнении упражнений с БКМ.

Практические занятия

Наблюдение

Взаимоконтроль

Уметь

1.

Правильно выполнять простые упражнения при занятии настольным теннисом.

Практические занятия

Наблюдение

Взаимоконтроль

2.

Соблюдать правильный режим дня и питания

Самоконтроль

Наблюдение

Теоретические занятия

3.

Правильно измерять антропометрические данные

Практические занятия

Критерии и формы отслеживания качества знаний, умений и навыков, обучающихся в течение 2-го года обучения

№п/п

Наименование

Форма оценки результатов

Должны знать

1.

Правила поведения на занятиях, технику безопасности на занятиях в спортивном зале, оказание первой медицинской помощи.

Опрос

Практические занятия

Самоконтроль

2.

Основные санитарно-гигиенические требования на занятиях настольного тенниса.

Профилактику травматизма и заболеваний при занятиях спортом

Наблюдения

Опрос

Практические занятия

3.

Историю развития настольного тенниса;

Спортсменов, популяризирующих настольный теннис

Опрос

Кроссворд, викторина

Теоретические занятия

4.

Основы анатомии и физиологических особенностей организма в период взросления подростков

Тест

Теоретические занятия

5.

Технику правильного дыхания при выполнении упражнений на расслабление

Практические занятия

Наблюдение

Уметь

1.

Правильно выполнять усложненные упражнения настольного тенниса

Наблюдение

Сдача нормативов по СФП

2.

Развивать физические качества самостоятельно и под наблюдением педагога

Наблюдение

Практические занятия

Сдача нормативов по СФП

3.

Контролировать дыхание во время физических нагрузок

Практические занятия

Наблюдение

Измерение ЧСС

4.

Выполнять страховочные действия, работать в парах

Практические занятия

Наблюдение

Критерии и формы отслеживания качества знаний, умений и навыков, обучающихся в течение 3-го года обучения

№п/п

Наименование

Форма оценки результатов

Должны знать

1.

Правила поведения на занятиях, технику безопасности на занятиях в спортивном зале, технику страховки, оказание первой медицинской помощи.

Опрос

Практические занятия

Самоконтроль

2.

Профилактику травматизма на занятиях.

Меры предосторожности при групповых занятиях.

Устный опрос

Практические занятия

Теоретические занятия

3.

Историю развития игровых видов спорта

обзорно

Опрос

Кроссворд, викторина

Теоретические занятия

4.

Основы анатомии и физиологии, мышечную работу, биологические процессы

Тест

Теоретические занятия

Практические занятия

5.

Методику построения тренировочных занятий

Практические занятия

Уметь

1.

Совершенствовать технику выполнения усложненных упражнения настольного тенниса. Правильно и технично выполнять упражнения с ракеткрй.

Наблюдение

Сдача нормативов по СФП

Исправление ошибок

Практические занятия

2.

Совершенствовать развитие физических качеств самостоятельно

Практические занятия

Сдача нормативов по СФП

3.

Самостоятельно составлять комплексы упражнений для занятий

Практические занятия

Наблюдение

4.

Самостоятельно оценивать качество упражнений на технику в настольном теннисе

Практические занятия

Наблюдение

Содержание учебного плана Теоретическая подготовка.

-Занятия физическими упражнениями в режиме дня, всестороннее развитие человека, влияние физических упражнений на развитие сердечнососудистой и дыхательной систем организма, двигательного аппарата человека.

-Занятия физкультурой в домашних условиях.

- История появления и развития настольного тенниса. Спортивный инвентарь.

-Правила поведения учащихся на занятиях.

-Правила содержания инвентаря. Ремонт ракеток.

- Спортивная одежда и обувь.

- Простейшие приспособления для тренировки.

-Правила техники безопасности.

-Гигиена. Режим дня спортсмена.

-Уход за телом.

- Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви для занятий.

-Оценка учащимися своего самочувствия, уровня физической подготовленности.

- Краткое содержание занятий.

- Простейшие упражнения по освоению элементов техники.

-Контроль и самоконтроль занимающихся на основе нормативов.

- Определение и устранение типичных ошибок при выполнении упражнений.

-Овладение простейшими приемами у тренировочной стенки, на столе, при занятиях с тренером или спарринг – партнером.

- Простейшие игры в группе на столе.

-Просмотр соревнований квалифицированных спортсменов, учебных кино и видеозаписей.

-Домашние задания и их выполнения.

1.5. Содержание программы

Учебный план, 1-й год обучения

Таблица 1

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

 

Введение. Физическая культура и спорт в России

2

 

2

Беседа, наблюдение

 

Краткий обзор развития скоростных видов спорта за рубежом и в России

2

 

2

Беседа, наблюдение

 

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

2

 

2

Беседа, наблюдение

 

Гигиена, закаливание, питание и режим занимающихся

2

 

2

Беседа, наблюдение

 

Врачебный контроль, первая помощь

4

 

4

Беседа, наблюдение

 

Понятие о технике и методике тренировочного процесса

2

 

2

Беседа, наблюдение

 

Моральный облик спортсмена

2

 

2

Беседа, наблюдение

 

Правила соревнований

4

 

4

Беседа, наблюдение

 

Зачетные требования

2

 

2

Беседа, наблюдение

 

Общая физическая подготовка:

  • общеразвивающие упражнения

  • занятия другими видами спорта

  • контрольные испытания по физической

подготовке

 

30

8

12

10

60

Тестирование, наблюдение

 

Специальная физическая подготовка:

  • изучение и совершенствование техники

выполнения упражнений с ракеткой

  • развитие специальных качеств

  • специальные восстановительные

мероприятия

 

10

51

47

108

Тестирование, наблюдение

 

Тренерская и судейская практика

8

6

14

Беседа, наблюдение

 

Участие в соревнованиях

 

10

10

Соревнования

 

Итоговое занятие

 

2

2

Тестирование

 

Итого

30

186

216

 

Учебный план, 2-й год обучения

Таблица 2

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1

Развитие настольного тенниса на современном этапе

1

 

1

Беседа, наблюдение

2

Влияние настольного тенниса на организм занимающихся

1

 

1

Беседа, наблюдение

3

Гигиена, закаливание, питание и режим теннесиста

1

 

1

Беседа, наблюдение

4

Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж, первая помощь

1

 

1

Беседа, наблюдение

5

Моральная и психологическая подготовка спортсмена.

4

 

4

Беседа, наблюдение

6

Техника основных и вспомогательных упражнений

8

 

8

Беседа, наблюдение

7

Основные принципы методики тренировки

6

 

6

Беседа, наблюдение

8

Роль ОФП и СФП в спортивном совершенствовании теннесиста

2

 

2

Беседа, наблюдение

9

Понятие о периодах подготовки

2

 

2

Беседа, наблюдение

10

Оборудование мест занятий

2

 

2

Беседа, наблюдение

11

Организация и проведение соревнований

10

 

10

Беседа, наблюдение

12

Зачетные требования

4

 

4

Беседа, наблюдение

13

Общая физическая подготовка:

  • общеразвивающие упражнения

  • занятия другими видами спорта

  • контрольные испытания по физической

подготовке

 

32

8

6

46

Тестирование, наблюдение

14

Специальная физическая подготовка:

  • изучение и совершенствование техники

выполнения упражнений с ракеткой

  • развитие специальных качеств

  • специальные восстановительные

мероприятия

 

42

24

40

106

Тестирование, наблюдение

15

Тренерская и судейская практика

2

4

6

Беседа, наблюдение

16

Участие в соревнованиях

 

12

12

Соревнования

17

Промежуточная полугодовая и годовая аттестация

2

2

4

Тестирование, наблюдение

 

Итого

46

170

216

 

Учебный план 3-й год обучения

Таблица 3

Наименование темы

Количество

часов

Формы контроля

 

теория

практика

всего

 

1

Влияние занятий силовыми видами спорта на организм занимающегося

1

 

1

Беседа, наблюдение

 

2

Гигиена, питание, закаливание и режим теннесиста

1

 

1

Беседа, наблюдение

 

3

Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж, первая помощь

1

 

1

Беседа, наблюдение

 

4

Моральная и психологическая подготовка

1

 

1

Беседа, наблюдение

 

5

Техника, тактика, методика

1

 

1

Беседа, наблюдение

 

6

Роль ОФП и СФП в спортивном совершенствовании теннесиста

1

 

1

Беседа, наблюдение

 

7

Понятие об общих принципах планирования тренировочных занятий

1

 

1

Беседа, наблюдение

 

8

Организация и проведение соревнований

12

 

12

Беседа, наблюдение

 

9

Промежуточная полугодовая и годовая аттестация

2

2

4

Тестирование, наблюдение

 

10

Общая физическая подготовка:

общеразвивающие упражнения;

занятия другими видами спорта;

контрольные испытания по физической подготовке

 

32

8

6

46

Тестирование, наблюдение

 

11

Специальная физическая подготовка:

изучение и совершенствование техники выполнения упражнений с ракеткой;

развитие специальных качеств;

специальные восстановительные

мероприятия;

 

78

40

9

127

Тестирование, наблюдение

 

12

Инструкторская и судейская практика

3

3

6

Беседа, наблюдение

 

13

Участие в соревнованиях

 

10

10

Соревнования

 

14

Промежуточная полугодовая и годовая аттестация

2

2

4

Тестирование, наблюдение

 

Итого:

26

190

216

   
   

Содержание программы

1-го года обучения

Задачи: укрепление здоровья и закаливание организма, всестороннее физическое развитие, обучение технике настольного тенниса, формирование интереса к настольному теннису, воспитание моральных и волевых качеств, приобретение первого опыта участия в соревнованиях, выполнение нормативов 1, 2, 3 юношеских разрядов.

Теоретическая подготовка ( 30 часов)

-История развития настольного тенниса.

-Любительский и профессиональный теннис в России.

-Всероссийская федерация настольного тенниса.

-Основы техники настольного тенниса.

-Удары подрезкой слева и справа против наката и топ-спина.

- Исходное положение рук, ног, туловища при подготовке к удару.

-Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти, предплечья, плеча, туловища и ракетки во время удара. Контакт мяча с ракеткой. Топ-спин справа и слева с подрезки. Исходное положение рук, ног, туловища и ракетки при подготовке к удару. Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти, предплечья, плеча, туловища и ракетки во время удара. Контакт мяча с ракеткой. Техника подач с верхним, нижним, боковым вращением мяча.

-Тренировка подач. Подготовительные упражнения для выполнения сложных по вращению подач. Прием подач. Способы приема подач, выскакивающих за заднюю линию стола.

-Способы приема подач, выскакивающих за боковые линии стола.

-Способы приема коротких подач.

-Укороченный удар с подрезки. Техника выполнения.

-Использование физических упражнений в домашних условиях: для развития специальных физических качеств – упражнения для ног, туловища, увеличение подвижности в суставах, для совершенствования техники.

-Тренировка подач – имитация, отработка быстроты вращения мяча.

- Режим дня спортсмена. Сон. Регулярность питания, калорийность и ее витаминизация. ----Значение утренней зарядки, водных процедур, естественных факторов для повышения сопротивляемости организма занимающихся.

-Личная гигиена одежды, обуви, тела.

-Гигиена мест занятий, гигиена спортивного инвентаря.

-Правила техники безопасности.

Общая физическая подготовка – ОФП ( 60 часов).

Общая физическая подготовка чрезвычайно важна для создания базовых условий успешной специализации. Основной задачей занятий по общей физической подготовке является укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся. Особенно благоприятен ранний возраст учащихся для развития качеств и способностей, не связанных с проявлением их абсолютных показателей. Целесообразно развивать такие качества, как гибкость, ловкость, двигательно- координационные способности.

Для этого применяются комплексы общеразвивающих упражнений, подвижные игры, беговые и прыжковые упражнения:

-упражнения на развитие подвижности в суставах рук и ног: вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах, сгибание и разгибание стоп ног;

-повороты, наклоны и вращения туловища в различных направлениях;

-из положения вис на гимнастической стенке (или перекладине) подъем согнутых и прямых в коленях ног до прямого угла по отношению к туловищу;

-подъем ног за голову с касанием носками пола за головой из положения лежа на спине;

-подъем туловища с касанием пальцами рук носков ног из положения лежа на спине;

-медленный бег на время;

-бег на короткие дистанции на время-20 метров, 30 метров, челночный бег 5по 15метров;

-прыжки с места толчком обеих ног;

-прыжки через гимнастическую скамейку (через линию, нарисованную мелом на полу);

-прыжки боком вправо-влево;

-прыжки «кенгуру» с подтягиванием колен к груди;

-прыжки на одной и двух ногах;

-прыжки через гимнастическую скамейку на время;

-прыжки в приседе вперед, назад, влево, вправо;

-ходьба на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне ступни;

-подвижные игры с мячом и без мяча .

Специальная физическая подготовка. ( 100 часов)

Для развития специальных физических качеств (быстрота, игровая выносливость, скоростные и скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных в настольном теннисе мышц туловища, ног, рук.

Упражнения для развития силы мышц ног и туловища:

-бег на кроткие дистанции от 15 до 30 метров;

-прыжки одной или двумя ногами в различных направлениях;

-многоскоки;

-прыжки в приседе вперед-назад, влево - вправо;

-приставные шаги и выпады;

-бег скрестным шагом в различных направлениях;

-прыжки через гимнастическую скамейку;

-прыжки боком через гимнастическую скамейку;

-имитация движений в игровой стойке вправо-влево и вперед-назад;

-приседания; -выпрыгивание из приседа; -выпрыгивание с подтягиванием колен к груди;

-повороты, вращения и наклоны туловища в различных направлениях;

-поднимание ног за голову из положения лежа на спине;

-поднимание туловища с доставанием грудью колен из положения лежа на спине;

-сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;

Для развития мышц рук и верхней части туловища :

-упражнения с набивными мячами разного веса; метание двумя, одной рукой в различных направлениях;

-метание теннисного мяча на дальность и точность попадание в заданную цель;

-имитация ударов без ракетки, с ракеткой, с утяжеленной ракеткой (отягощением), утяжеленными манжетами и т.п.

-упражнения с амортизаторами и резиновыми бинтами с двигательной структурой упражнений, близкой к двигательной структуре ударов в настольном теннисе; имитация ударов с использованием простейших тренажеров (велоколеса, мяча размещенного на оси и т.п.)

Тренерская и судейская практика ( 14 часов)

Участие в соревнованиях ( 10 часов).

-Участие в классификационных и межгрупповых соревнованиях. Первое знакомство с организацией проведения соревнований.

Итоговое занятие ( 2 часа).

2-го года обучения

Цели: создание условий для самореализации обучающихся в достижении высоких результатов. Задачи: совершенствование физических качеств, овладении техническими приемами и тактикой игры, формирование психо-физиологических показателей, характерных для игроков. развитие специфических для настольного тенниса физических качеств (быстрота ударных движений, передвижений, смена игровых позиций и стоек, игровая выносливость), повышение их уровня их уровня обучение широкому арсеналу технико-тактических приемов игры: разнообразные способы подач и их приема, ударов, передвижений, их совершенствования и применения в соревновательных условиях. изучение теории правил соревнований, методики проведения занятий и судейства; судейство соревнований в роли ведущего и старшего судьи; проведение занятий в роли помощника тренера. выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической, технико- тактической подготовке, зачеты по теории игры, практике организации учебно- тренировочных занятий и судейств соревнований. Теоретическая подготовка ( 42 часов)

-История развития настольного тенниса.

-Любительский и профессиональный теннис в России.

-Всероссийская федерация настольного тенниса.

-Основы техники настольного тенниса. Удары подрезкой слева и справа против наката и топ-спина.

-Исходное положение рук, ног, туловища при подготовке к удару.

-Наблюдение за полетом мяча. Работа кисти, предплечья, плеча, туловища и ракетки во время удара.

-Контакт мяча с ракеткой.

-Топ-спин справа и слева с подрезки. Исходное положение рук, ног, туловища и ракетки при подготовке к удару.

-Наблюдение за полетом мяча.

-Работа кисти, предплечья, плеча, туловища и ракетки во время удара.

-Контакт мяча с ракеткой.

-Техника подач с верхним, нижним, боковым вращением мяча.

-Тренировка подач.

-Подготовительные упражнения для выполнения сложных по вращению подач.

-Прием подач. Способы приема подач, выскакивающих за заднюю линию стола.

- Способы приема подач, выскакивающих за боковые линии стола. Способы приема коротких подач.

-Укороченный удар с подрезки.

-Техника выполнения.

-Использование физических упражнений в домашних условиях: для развития специальных физических качеств – упражнения для ног, туловища, увеличение подвижности в суставах, для совершенствования техники – имитация ударов, имитация передвижений у зеркала, у тренировочной стенки, на простейших тренажерах (велоколесо).

-Тренировка подач – имитация, отработка быстроты вращения мяча.

-Режим дня спортсмена.

-Сон. Регулярность питания, калорийность и ее витаминизация.

-Значение утренней зарядки, водных процедур, естественных факторов для повышения сопротивляемости организма занимающихся.

-Личная гигиена одежды, обуви, тела.

-Гигиена мест занятий, гигиена спортивного инвентаря.

-Правила техники безопасности. Общая физическая подготовка – ОФП ( 46 часов).

Укрепление здоровья и развитие физических качеств и координационных способностей учащихся, повышению функциональных возможностей их организма. Применяется широкий комплекс упражнений предыдущего этапа подготовки. Расширяется круг подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам. Специальная физическая подготовка. ( 106 часов)

Развитие специальных физических качеств, необходимых спортсмену для достижения высоких результатов в избранном виде спорта, интенсификация учебно- тренировочного процесса. Использование имитационных упражнений – для совершенствования ударных движений, передвижений. Повторение упражнений, применяется на предыдущем этапе подготовки. Применение тренажеров.

Тренерская и судейская практика.(6 часов)

Помощь товарищам по секции, выступающим на данных соревнованиях, участие в судействе на вспомогательных должностях: судьи при участниках, секретаря дубль-протокола. Выполнение контрольных нормативов.

Выполнение нормативов в определенных учреждениях к концу учебного года. Проведение классификационных соревнований.

Участие в соревнованиях ( 12 часов).

-Участие в классификационных и межгрупповых соревнованиях.

Промежуточная полугодовая и годовая аттестация ( 4часа)

3-го года обучения

Цели: создание условий для углубленного совершенствования приемов игры, достижение спортивных результатов.

Задачи. укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие с использованием средств и методов предыдущего года занятий. Повышение уровня развития физических качеств и координационных способностей: скоростной выносливости, быстроты передвижений и ударов, игровой выносливости с помощью традиционных для игры педагогических методов, приспособлений и тренажеров, имитационных упражнений. углубленное совершенствование технико-тактических приемов, игры – атакующих и контратакующих действий; изучение сложных подач с разнообразными видами вращений, подач – «двойников»; передвижения в одиночных и парных играх; применение изученного в соревнованиях. изучение теории игры. Правил соревнований, методики проведения занятий и судейства; судейство соревнований в роли ведущего и старшего судьи; проведение занятий в роли помощника педагога.

Теоретическая подготовка ( 23 часа)

-Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации в наши дни.

-Пути развития детского спорта в стране.

-Техника настольного тенниса.

-Выполнение ударов по элементам в различных направлениях, различных по высоте приема мяча, по зонам из которых выполняются удары.

-Различия в выполнении ударов по подрезке, накату, топ – спину.

-Вариативность выполнения ударов – основа технического мастерства.

-Основные приёмы современной атаки – контр – топ – спин, топ – спин – удар, острый удар. -Различия по скоростным характеристикам, контакту мяча с ракеткой, направлению, быстроте и силе вращения. Особенности промежуточной игры – умение начинать атаку из «кача». Разучивание и тренировка сложных подач: с быстрым вращением мяча, с высоким подбрасыванием, с ложным движением ракеткой и рукой. Приём подач. Способы распознавания подач с различным вращением. Способы передвижений в соединениях с выполнением ударов. Разновидности одношажного и двухшажного способов передвижений: прыжки, выпады.

-Перенос центра тяжести с одной ноги на другую при передвижениях.

-Тренировка в домашних условиях: упражнения для развития специальных физических качеств, имитация ударов, имитация передвижений.

-Тренировка и совершенствование подач.

- Правила техники безопасности.

-Личная гигиена.

-Режим дня.

-Сон.

-Питание – калорийность и витаминизация.

- Значение средств закаливания организма.

Практическая подготовка.

1. Общая физическая подготовка. Для общего развития применяются средства и упражнения предыдущего этапа подготовки. Особое внимание уделяется развитию скоростной и скоростно-силовой выносливости, быстроты передвижений, игровой выносливости. Спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол, теннис, бадминтон. Использование тренажёров и технических приспособлений для развития мышц ног и туловища.

2. Специальная физическая подготовка. Продолжение работы по развитию специальных физических качеств и способностей, характерных для сильнейших игроков настольного тенниса. Широкое применение в занятиях имитационных упражнений, как средства тренировки наиболее необходимых групп мышц. Повышение уровня функциональной работоспособности организма при помощи технических средств: тренажёров, приспособлений и педагогических методов. Повторение упражнений предыдущего этапа подготовки.

3. Технико- тактическая подготовка. Повторение материала предыдущего этапа подготовки. Повышение скорости выполнения всех ударов. Усиление вращения мяча, как в исполнении отдельных элементов техники ударов, так и в сочетании разных ударов. Различия в выполнении приёма и ударов по мячам с различными видами вращений: скорость, место удара мяча на ракетке, угол поворота и наклона ракетки, характер полёта мяча. Индивидуализация тренировки в зависимости от индивидуальных особенностей стиля игры. Разучивание новых сложных подач с верхним, нижним, боковым вращением мяча, различных по длине и с разнообразной маскировкой. Тренировка приёма длинных сложных подач активными способами. Разновидности одн шажного и двухшажного способов передвижения: прыжки, выпады. Игра на счёт.

Промежуточная полугодовая и годовая аттестация ( 4 часа)

Для общего развития применяются средства и упражнения предыдущего этапа подготовки. Особое внимание уделяется развитию скоростной и скоростно-силовой выносливости, быстроты передвижений, игровой выносливости. Спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол, теннис, бадминтон. Использование тренажёров и технических приспособлений для развития мышц ног и туловища.

Общая физическая подготовка – ОФП ( 42 часов).

Продолжение работы по развитию специальных физических качеств и способностей, характерных для сильнейших игроков настольного тенниса. Широкое применение в занятиях имитационных упражнений, как средства тренировки наиболее необходимых групп мышц. Повышение уровня функциональной работоспособности организма при помощи технических средств: тренажёров, приспособлений и педагогических методов. Повторение упражнений предыдущего этапа подготовки.

Специальная физическая подготовка. ( 127 часов)

Инструкторская и судейская практика.( 6 часа)

По заданию тренера осуществлять помощь товарищу по команде обеспечив его успешное выступление на соревнованиях.

-Овладеть навыками в работе с документацией, необходимой для ведения соревнований. Знать и уметь выполнять работу судьи.

-Сдать экзамены на звание судьи по спорту.

-Выполнение контрольных нормативов.

-Выполнение нормативов спортивных разрядов во время участия на городских соревнованиях.

Участие в соревнованиях ( 10 часов).

-Участие в классификационных и межгрупповых соревнованиях.

Промежуточная полугодовая и годовая аттестация (4 часа)

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарные учебные графики на 3года обучения дополнительной образовательной программы «Настольный теннис»

1-й год обучения

периоды

месяцы

Всего за год

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

 

начальная подготовка

 

Количество недель

4

4

4

4

4

4

4

4

4

-

-

-

36

Количество занятий

12

12

12

12

12

12

12

12

12

-

-

-

108

Количество учебных часов

24

24

24

24

24

24

24

24

24

-

-

-

216

Объем по видам подготовки (в часах)

 

Теоретическая

3

3

3

4

3

4

3

4

3

-

-

-

30 ч.

Общая физическая

6

7

7

6

7

7

7

6

7

-

-

-

60 ч.

Специальная физическая

12

12

12

12

12

12

12

12

12

-

-

-

108 ч.

 

Промежуточная полугодовая и годовая аттестация

1

       

1

   

2

     

4 ч

Контрольные нормативы

 

1

 

1

   

1

 

1

     

4 ч

Соревнования

 

2

2

 

2

 

2

 

2

     

10ч

2-й год обучения

периоды

месяцы

Всего за год

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

 

начальная подготовка

 

Количество недель

4

4

4

4

4

4

4

4

4

-

-

-

36

Количество занятий

12

12

12

12

12

12

12

12

12

-

-

-

108

Количество учебных часов

24

24

24

24

24

24

24

24

24

-

-

-

216

Объем по видам подготовки (в часах)

 

Теоретическая

3

3

4

3

3

4

3

4

3

-

-

-

44 ч.

Общая физическая

8

6

4

6

4

4

6

4

4

-

-

-

46 ч.

Специальная физическая

11

12

12

11

12

11

12

11

11

     

106ч.

 

Промежуточная полугодовая и годовая аттестация

         

2

   

2

     

4 ч

Контрольные нормативы

   

1

1

1

     

1

     

4 ч

Соревнования

   

4

4

   

2

 

2

     

12 ч

3-й год обучения

периоды

месяцы

Всего за год

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

8

 

учебно-тренировочный этап

 

Количество недель

4

4

4

4

4

4

4

4

4

-

-

-

36

Количество занятий

12

12

12

12

12

12

12

12

12

-

-

-

108

Количество учебных часов

24

24

24

24

24

24

24

24

24

-

-

-

216

Объем по видам подготовки (в часах)

 

Теоретическая

1

2

2

2

3

2

1

1

1

-

-

-

25 ч.

Общая физическая

8

6

4

6

4

4

6

4

4

-

-

-

46 ч.

Специальная физическая

14

14

14

14

14

14

14

14

15

-

-

-

127 ч

 

Промежуточная полугодовая и годовая аттестация

         

2

   

2

     

Контрольные нормативы

   

1

1

1

     

1

     

4 ч

Соревнования

   

4

4

   

2

         

10ч

2.2. Оценочные материалы.

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях

- В области теории и методики физической культуры и спорта: история развития избранного вида спорта; место и роль физической культуры и спорта в современном обществе; правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; основы спортивной подготовки; необходимые сведения о строении и функциях организма человека; гигиенические знания, умения и навыки; режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни; основы спортивного питания; требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке; требования техники безопасности при занятиях избранным спортом.

- В области общей и специальной физической подготовки:

- освоение комплексов физических упражнений;

- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и психологических качеств, в том числе, базирующихся на них способностях, а также их гармоничное сочетание применительно к специфике занятийизбранным видом спорта;

- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.

- В области избранного вида спорта:

- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта, повышение плотноститехнико-тактических действий в обусловленных интервалах игры;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

- выполнение норм, требований и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.

- В области развития творческого мышления:

- развитие изобретательности и логического мышления;

- развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения поставленной задачи;

- развитие умения концентрировать внимание, находиться в готовности совершать двигательные действия в игре в период проведения тренировочных занятий (в том числе в спортивных соревнованиях).

По окончании 1 года обучения:

- формирование устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом;

- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

- освоение основ техники по виду спорта настольный теннис;

- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

- укрепление здоровья учащихся.

По окончании 2 года обучения:

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных соревнованиях по виду спорта настольный теннис;

- формирование мотивации к занятиям настольным теннисом;

- укрепление здоровья учащихся.

По окончании 3 года обучения: - владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой;

- активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису. В процессе обучения применяются следующие виды и формы контроля:

- предварительный контроль осуществляется педагогом в начале учебного года методом тестирования по общей физической подготовке;

- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме определения уровня и объема освоенных навыков;

- итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме выполнения тестирования по общей физической подготовке, по определению уровня освоенных навыков, а также устный опрос теоретических знаний.

2.3.Формы аттестации

  • Сдача контрольного зачета по теории и практике .

  • Выполнение спортивных и юношеских разрядов с выдачей зачетных квалификационных книжек .

  • Оценка уровня личностного роста обучающегося .

Диагностика эффективности и реализации программы

Данная программа носит системный характер. Она включает в себя диагностику уровня физической подготовленности обучающихся. Проводится текущая и промежуточная диагностика по проверке знаний, умений и навыков.

Текущая диагностика проводится в начале учебного года и на протяжении реализации программы в течение года. Цель: определение уровня физической подготовки подростков на начало занятий по программе.

Диагностика в начале года проводится по следующим параметрам:

  • прыжки в длину с места;

  • отжимание от пола;

  • подтягивание;

  • подъем корпуса на полу (пресс).

Диагностика физической готовности воспитанников 2-го, 3-го года обучения в начале учебного года, проводится через тесты по ОФП и специальный тест по следующим параметрам:

  • прыжки со скакалкой;

  • челночный бег;

  • прыжок в длину;

Промежуточная диагностика проводится с целю выявления фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.

Промежуточная полугодовая аттестация, определяет качество усвоения содержания изученной части программы,

Промежуточная годовая аттестация определяет качество усвоения обучающимися всего объема содержания образовательной программы за учебный год.

Диагностика включает в себя

  • теоретические знания (устный опрос);

  • практические навыки и умения (наблюдения, сдача нормативов по ОФП на развитие физических качеств, по СФП сдача контрольных нормативов по настольному теннису);

  • участие в спортивных соревнованиях;

Контроль теоретических знаний подростков по программе осуществляется в форме зачета.

Результаты, показанные воспитанником на соревнованиях, могут быть засчитаны, как результаты тестов.

По итогам соревнований может быть присвоен разряд (нормативы смотри в приложении 2).

Критерии оценки уровня усвоения программного материала

  • Высокий – при условии полного прохождения годового курса, выполнения программных требований по усвоению знаний, умений и навыков, высоких результатах, показанных на соревнованиях, получении спортивного разряда.

  • Средний – при условии прохождения основных установок годового курса, выполнения программных требований по усвоению знаний, умений и навыков, участия в соревнованиях.

  • Низкий – при участии в учебно-тренировочном процессе, но невыполнении программных требований по усвоению знаний, умений и навыков.

Если есть положительная динамика (увеличение количества повторов при их качественном выполнении), значит, имеет место результативность. Нет динамики – выясняются причины, корректируется деятельность педагога и ребенка, составляются индивидуальные образовательные маршруты.

2.4.Методические материалы.

Тема

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательно-воспитательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.Введение. Физическая культура и спорт в России

2. Краткий обзор развития игровых видов спорта за рубежом и в России

3. Развитие настольного тенниса на современном этапе

Теоретическое занятие

Лекция с элементами беседы, экскурсия по клубу.

Иллюстрированный материал, фотопрезентации

Тренажерный, спортивный залы

Беседа с элементами опроса

4. Гигиена, закаливание, питание и режим занимающихся.

5.Врачебный контроль, первая помощь.

6. Влияние настольного тенниса на организм занимающихся

Теорети

ческое, комбинированное

занятие

Лекция, беседа, создание проблемных ситуаций, показ приемов и их объяснение, наглядный показ и объяснение, задания для работы в группах.

Иллюстрированный и наглядный материал.

Тренажерный

зал

Опрос, оценка выполненных заданий

7. Понятие о технике и методике тренировочного процесса.

8.Моральный облик спортсмена.

9. Моральная и психологическая подготовка.

10. Понятие о периодах подготовки

Теоретическое,

практиче

ское занятие

Лекция, объяснение, показ,

наблюдение, практические задания, анализ и самоанализ выполненных заданий. Контроль и самоконтроль.

Иллюстрированный материал и наглядный материал, фотопрезентация.

Тренажерный

зал

Опрос, оценка.

11. ОФП,

СФП.

Трениро

вочное занятие

Объяснение, показ, наблюдение, практическое выполнение упражнений, выполнение комплексов.

Комплексы, Индивидуальные тренировочные маршруты

Тренаже-рный

зал

Диагностика (начальная, промежуточная,

итоговая)

12.Средства восстановления.

13.тренерская и судейская практика.

14. Технико-тактическая подготовка.

15. Оборудование мест занятий

Комбинированное

Занятие (теоретическое и практическое)

Лекция с элементами беседы, создание проблемных ситуаций, организация работы в микро группах, в парах, участие в соревнованиях в качестве помощника судьи.

Иллюстративный и наглядный материал

Тренаже-рный

зал

Тестирование ,зачет.

16.Выполнение контрольных нормативов

Итоговые занятия

Инструктаж, сдача и прием нормативов.

Зачетные карты

Тренаже-рный

зал

Контрольное занятие

17.Соревнова-ния по настольному теннису.

18.Правила соревнований

Соревнования

Инструктаж, выполнение соревновательных нормативов

Протоколы соревнований

Спортивный зал, тренажеры

Награждение победителей

  • Наглядный материал – стенды «Техника выполнения упражнений»; «Виды вращения мяча», «Типы накладок и оснований для ракетки», плакаты «Классификация подач».

  • Методические разработки: «Правила соревнований по настольному теннису», «Положения соревнований».

  • Портфолио объединения (фотографии детей с соревнований, грамоты, дипломы).

  • Таблицы диагностики и сдачи контрольных нормативов по ОФП, СФП (приложение 1 и 2);

Условия реализации программы .

Материально-техническое обеспечение:

- спортзал – 1 штука

- столы для настольного тенниса

– 3 штук - ракетки игровые

– 6 штук - мячи для настольного тенниса

– по 5 мячей на каждого - мячи футбольные, волейбольные, набивные

– по 2 мяча

- скакалки – 10 штук

- гантели 200-500 гр – 10 штук

- секундомер – 2 штук.

2.5. Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания разработана к дополнительной общеразвивающей программе «Настольный теннис» физкультурно-спортивной направленности.

Воспитание на занятиях дополнительного образования осуществляется преимущественно через:

- вовлечение учащихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- создание в детских секциях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских секциях детей с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение тренерами детских инициатив и детского самоуправления.

Цели и задачи воспитательной работы:

  • Формирование представления у учащихся о будущей деятельности на пользу общества.

  • Подготовка учащихся к дальнейшему обучению, направленному на овладение будущей профессией.

  • Помощь в овладении навыками самостоятельности (принятие решений, самовоспитание, самообразование).

  • Развитие познавательной активности учащихся, продолжить работу по мотивации учебно-тренировочной деятельности.

  • Обучение умению объективно оценивать свои интеллектуальные и физические возможности.

  • Совершенствование навыков здорового образа жизни.

  • Привитие чувства сопричастности к судьбам Отечества и родного края, формирование гражданской позиции.

  • Использование педагогических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

  • Создание оптимально комфортных условий для развития личности, сохранения её неповторимости и раскрытия её потенциальных способностей.

  • Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Направления воспитательной работы:

  • Гражданско-патриотическое направление.

  • Учебно-познавательная деятельность.

  • Физическое воспитание и безопасность жизнедеятельности.

  • Психолого-педагогическое сопровождение.

  • Работа с родителями.

Планируемые результаты реализации программы воспитания

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.

Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Направление воспитательной работы

Наименование мероприятия

Формы проведения

Сроки проведения

Ответственный

1

Здоровьесберегающее

«Здоровым быть модно»

Беседа

сентябрь

Еднак Е.Л.

2

Учебно-познавательное

«Мы за здоровый образ жизни»

Познавательная игра

октябрь

Еднак Е.Л.

3

Здоровьесберегающее

«Нет табачному дыму»

Акция

ноябрь

Еднак Е.Л.

4

Учебно-познавательное, здоровьесберегающее

«Осторожно – еда!»

Видеоурок

декабрь

Еднак Е.Л.

5

Профилактика правонарушений

Диалог-размышление «Можно ли избавиться от вредных привычек»

Беседа

январь

Еднак Е.Л.

6

Здоровьесберегающее

Спортивный праздник «Здоровый я – здоровая страна!»

Игра

февраль

Еднак Е.Л.

7

Гражданско-патриотическое

Профилактическая беседа «Терроризм- зло против человечества»

Беседа

март

Еднак Е.Л.

8

Здоровьесберегающее

Спортивный праздник, посвященный дню здоровья

Игра

апрель

Еднак Е.Л.

9

Здоровьесберегающее

Спортивный праздник «Ура - каникулы!»

Игра-соревнование

май

Еднак Е.Л.

Работа с родителями

  • Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации);

  • Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность спортивной секции (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года);

  • Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.

Работа с родителями

Сроки проведения

Содержание работы

1

Сентябрь

Запись в секцию «Настольный теннис». Знакомство, консультации и беседы с родителями.

2

Октябрь

Проведение родительского собрания по перспективному плану секции «Настольный теннис». Знакомство с целями и задачами спортивной секции.

3

Ноябрь

Индивидуальная беседа с родителями одаренных детей.

4

Декабрь

Индивидуальная работа с родителями учащихся спортивной секции по правилам поведения.

5

Январь

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!»

6

Февраль

Беседа с родителями о ЗОЖ.

7

Март

Спортивный праздник, посвященный международному женскому дню.

8

Апрель

Беседа с родителями «Безопасные каникулы»

9

Май

Проведение родительского собрания по итогам работы спортивной секции «Настольный теннис».

10

В течение года

Индивидуальное собеседование с родителями учащихся по текущим проблемам обучения и воспитания.

2.6. Список литературы.

1. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273- ФЗ от 29.12.2012. - Ростов-на-Дону: Легион, 2013. - 208 с.

2. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2004. - 144 с.

3. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844).

4. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 апреля 2003 г. № 27).

5. Титюк В.П., Винников В.В., Соловьева Н.И. Комплексная физкультурно-оздоровительная программа «Спортивный класс» (на модели взаимодействия МОУ ДОДДЮСШ и МОУ СО) для учащихся начального физкультурного образования (2-4-е классы) / Физкультурно-оздоровительные программы для детей 7-10-ти лет (Региональный опыт). - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. - с. 3-50.

6. Вартанян М.М., Команов В.В. Беседы о настольном теннисе (методика и практика). -М., 2010. - 301 с. 7. Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис. - М.: Физкультура и спорт, 1999.-192 с. 8. Барчукова Г.А. Настольный теннис. - М: Физкультура и спорт, 1989. - 175 с. 9. 7. Барчукова Г.В. Учись играть в настольный теннис. М.: Советский спорт, 1989. -48 с. 10. 8.Серова Л.К., Скачков Н.Г. Умей владеть ракеткой / Сост. A.M. Кондратов. - Л.: Лениздат, 1989.-76 с.

9. Настольный теннис. Правила соревнований. Утверждены Исполкомом Федерации настольного тенниса России. Введены в действие с 1 сентября 2001 года. - М., 2002.-191 с. 12. 10.Матвеева В.Ф., Гросман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

11. Ковальчук И.Н. Развитие физической культуры и спорта в дополнительном образовании детей (концепция и опыт работы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002. - 64 с. (Серия для педагогов, родителей и детей).

12. Примерный объем знаний и навыков Школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья. Методические рекомендации. - М., 1978. - 64 с. 15. 13.Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой: (Из опыта работы). Пособие для воспитателя ст. групп детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.

14. Гринченко И.С. Игровая радуга. Методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2004. - 96 с.

15. Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы / Ю.А. Барышников, Г.П. Богданов, И.А. Водянникова и др. - М: Просвещение, 1987. - 207 с.

16. Уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы / Ю.А, Барышников, Г.П. Богданов, Б.Д. Ионов и др. - М: Просвещение, 1986. - 223 с.

17. Уроки физической культуры в IV-VI классах: Пособие для учителей / Г.П. Богданов, Н.Ж. Булгакова, Н.Н. Власова и др. -М: Просвещение, 1979, - 192 с.

18. Программы для общеобразовательных учреждений. 17.Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. — М.: Мол. гвардия, 1989.-139с.

2.7. Приложения

Приложение 1.

Таблица сдачи контрольных нормативов по ОФП, СФП

в начале, середине и конце учебного года

Фамилия имя

Начальная диагностика

(сентябрь-октябрь)

Промежуточная диагностика(декабрь-январь)

Итоговая диагностика

(апрель-май)

Теория

Бег 20 м. с высокого старта.(сек.)риседания

Набивание мяч

Подтягивания

Пресс за 30с.

Прыжки в длину

Отжиман. от пола

Уровень усвоения

Приседания

Набивание мяч

Подтягивания

Пресс за 30с.

Прыжки в длину

Отжиман. от пола

Уровень усвоения

Приседания

Набивание мяч

Подтягивания

Пресс за 30с.

Прыжки в длину

Отжиман. от пола

Уровень усвоения

                                             
                                             

Тесты по ОФП:

  1. Пресс за 30сек.- руки за голову, ноги согнуты в коленях. Тест позволяет измерить выносливость и силу мышц брюшного пресса.

  2. Отжимание от пола максимально. Оценивается правильность выполнения упражнения, руки сгибаются до прямого угла, спина не прогибается.

  3. Прыжки в длину с места. Тест позволяет оценить ловкость и силу.

  4. Подтягивание на перекладине максимально – определяется сила мышц спины.

Тесты по СФП:

  1. Приседание – выполняется одно повторение с максимальным весом.

  2. Набивание мяча - выполняется на время левой и правой стороной ракетки.

Вопросы к зачету образовательной программы «Настольный теннис»

Билет №1.

1. Виды подач в настольном теннисе.

2. Правила соревнований по настольному теннису

3. Виды силы, присущие настольному теннису.

Билет №2.

1. Оборудование и инвентарь для занятий настольным теннисом

2. Техника наката справа (показать)

3. Виды вращения мяча в настольном теннисе.

Билет №3.

1.Показать технику выполнения наката слева.

2. Настольный теннис – это…

3.ЗОЖ (гигиена, питание, вредные привычки).

Билет №4.

1. Показать технику выполнения подрезки справа.

2. Назвать легкоатлетические упражнения для развития мышц ног.

3.Выделить на плакате подачи с нижнем вращением мяча.

Билет №5.

1. Показать технику выполнения подрезки слева.

2. Какие упражнения выполняются для развития скоростных качеств спортсмена?

3.Что такое «топ-спин» в понятии теннисистов?

Билет №6.

1. Показать технику выполнения наката слева.

2. Какие упражнения выполняются для развития мышц ног?

3.Назвать атакующие элементы в настольном теннисе?

Билет №7.

1.Показать технику выполнения топ-спина справа.

2. Какие упражнения выполняются для развития скорости реакции?

3. Какие правила соревнований по настольному теннису?

Билет №8.

1.Показать технику выполнения упражнения гиперэкстензия.

2. Какие упражнения выполняются для развития чувства мяча?

3.Какие вы знаете спортивные качества? (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, координация, скорость, прыгучесть, реакция).

Билет №9.

1.Показать упражнения для растяжки мышц.

2. Какие упражнения выполняются для развития скоростных качеств спортсмена?

3.Какие виды подач вы знаете (быстрая,плоская,обратная.)

Билет №10.

1.Показать технику выполнения подъема туловища, лежа на полу (указать мышечную группу).

2. Какие упражнения выполняются для развития реакции.

3.Правила игры на счет в парных играх.

Билет №11.

1.Провести разминку

2. Какие упражнения выполняются для развития мышц пресса?

3.Что такое сеткомер,и для чего он нужен?

Билет №12.

1.Провести растяжку.

2. Какие упражнения выполняются для развития мышц спины?

3. Как называется игрок ракеткой с шипами?

Приложение 2.

Оценка уровня личностного роста обучающегося.

Цель:  получение целостного представления о  различных сторонах развития личности учащегося, определение задач его развития по заданным параметрам, оценка сформированности конкретных качеств на определенном возрастном этапе  развития личности.

№ п/п

Содержание показателей

 Баллы

1.

Мотивация учебно-познавательной  деятельности:

  • учится охотно,  стремится получать прочные знания, способствует активной познавательной деятельности учащихся, охотно помогает в реализации познавательных возможностей товарищам;

  • учится с интересом,  участвует в познавательной деятельности, не ограничивается рамками программы, но под контролем педагогов и наставников или только по интересующим его предметам;

  • учится под контролем педагогов и наставников, не охотно, познавательная активность низкая, ограничивается рамками программы;

  • не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность крайне низкая, программу знает плохо;

  •  равнодушен к учению, познавательная активность отсутствует, знания образовательной программы неудовлетворительны.

   

5

4

3

2

1

2.

Целеустремленность:

  • умеет ставить перед собой цель и  добиваться её осуществления, осознает, кем и каким хочет  стать, стремится к знаниям в сфере  выбранного жизненного становления;

  • может  поставить перед собой цель, но не всегда добивается её осуществления, осознает, кем  и каким хочет стать, но упорства в  обогащении знаниями не проявляет;

  • не считает  нужным ставить перед собой конкретные цели, четко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых, сверстников и воспринимает это как необходимость;

  • не способен  ставить перед собой цели, в выборе жизненного пути следует «за всеми», не проявляет активности в личностном становлении;

  • отсутствует  полностью, не задумывается о дальнейшем жизненном становлении, не хочет знать, кем и каким будет.

5

4

3

2

1

3.

Дисциплина и  организованность:

  • высокая, самоорганизован, выполняет Правила внутреннего распорядка, проявляет постоянную готовность в оказании помощи другим учащимся, в их соблюдении, осознает значение этих качеств;

  • хорошая,  готов оказать содействие в  соблюдении Правил внутреннего распорядка по просьбе взрослых, осознает значение этих качеств для воспитанника;

  • удовлетворительная,  проявляет эти качества по указанию учителей и наставников, слабо осознает их значение;

  • низкая, пассивен в их проявлении, характерная позиция «исполнитель по необходимости», не осознает их  значение;

  • полностью отсутствует, не считает эти качества необходимыми.

5

4

3

2

4.

Соблюдение правил личной гигиены, уровень развития навыков самообслуживания:

  • постоянно соблюдает и активизирует товарищей на их освоение,  высокие навыки самообслуживания, не требующие контроля со стороны наставников;

  • соблюдает выборочно, готов к самообслуживанию по требованию наставника;

  • соблюдает неохотно, навыки самообслуживания  развиты слабо, к их развитию не стремится;

  • соблюдает только под присмотром наставника, навыки самообслуживания развиты крайне слабо;

  • не соблюдает, не хочет заниматься самообслуживанием.

  

5

4

3

2

1

5.

Уровень этической культуры:

  • высокий,  не допускает неуважительного отношения к себе и окружающим, соблюдает общепринятые нравственные нормы поведения,  разъясняет необходимость их соблюдения среди ребят,  обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной некорректной лексике;

  • хороший, соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, но инициатором её соблюдения среди сверстников не выступает, корректен;

  • средний,  соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, неразборчив в выборе лексики,  допускает неуважительное отношение к окружающим;

  • низкий, использует  нецензурную лексику, часто неуважителен к окружающим,  редко задумывается над необходимостью работы над собой;

  • очень  низкий,  неуравновешен, часто использует нецензурную лексику, неуважителен и не сдержан в выборе средств самовыражения.

  

5

4

3

2

1

6.

Работа над вредными привычками:

  • активно работает над искоренением вредных привычек, постоянно  проявляет инициативу в поиске оптимальных результатов,  внимательно прислушивается к взрослым и сверстникам;

  • активен в искоренении вредных привычек, но в работу включается по инициативе других;

  • особой активности не проявляет,  в работу включается по мере необходимости и под контролем старших;

  • пассивен  в работе над собой, включается в неё лишь под воздействием необходимых стимулов;

  • уклоняется от работы над собой, безразличен к мнению окружающих.

  

5

4

3

2

1

Обучение технике выполнения классических упражнений.

Управление для развития чувства равновесия.

1. Ходьба вперед, усложняемая исходными положениями рук (на поясе, к плечам, вверх), движениями на каждый шаг, перешагиванием через веревочку на разной высоте и под лазаньем под нее; грузом в одной руке, вытянутой в сторону и в обеих руках, поднятых вверх; поворотами и наклонами туловища.

2. Ходьба назад, осложняемая исходными положениями рук на каждый шаг, грузом, удерживаемым различным образом.

3. Ходьба боком, опираясь серединой ступни. Затем на носках, осложняемая исходными положениями рук, движениями рук на каждый шаг, грузом.

Упражнения для развития гибкости.

  1. Упражнение для развития подвижности в суставах рук:

  • взять палку за середину одной рукой, согнутой в локте до прямого угла. Из этого положения делать повороты кисти до отказа;

  • поднять на грудь штангу узким хватом, вывести локти вперед. Из этого положения производить пружинящие движения с небольшой амплитудой сгибания и разгибания в локтях, стремясь коснутся штангой груди;

  • круги прямыми руками с полной амплитудой;

  • взять палку широким хватом, поднять вверх и отпустить за спину. По мере увеличения гибкости хват постепенно суживать, начинать с пружинящих движений.

  1. Упражнение для развития подвижности в суставах ног и позвоночника:

  • поднимание прямых ног до касания ими пола за головой, лежа на спине;

  • при закрепленных ногах поднимания туловища до касания головой коленей;

  • приседание с палкой в рывковом хвате;

  • наклоны туловища вперед, притягивая его к ногам при помощи рук;

  • пружинящие сгибания и разгибания ног, в положении подседа ножницы.

  • повороты туловища в стороны, до отказа с одновременным разведением рук вперед.

  • Повороты туловища в наклоне вперед

  • Прыжки в положении приседа, с продвижением вперед.

Упражнение для развития быстроты.

  1. Спринт от 30 до 100 м.

  2. Прыжки с места в длину и высоту

  3. Прыжки с разбега в длину и высоту

  4. Толкание ядра, метание набивного мяча

  5. Прыжки на возвышение

  6. Опорные прыжки, через козла, коня.

Упражнения для развития выносливости.

Кроссы, ходьба по пересеченной местности, плавание, гребля, спортивные игры, катание на лыжах, коньках.

Упражнение для развития взрывной силы

Прыжки в глубину с последующим отталкиванием

2 тренировка – 2 серии по 10 прыжков с высоты 0,5 м

3 тренировка – 3 серии по 10 раз с высоты 0,5 м.

4 тренировка – 4 серии по 10 раз с высоты 0,5 м

5-9 тренировки – 4 серии по 10 раз с высоты 0,7 м.

All Statisctics

35
goals
12
games played
13
violations
8
Awards

ПолнаяСтатистика соревнований

35
goals
12
games played
13
violations
8
Awards